Войлок история возникновения

В последнее время одним из самых распространенных видов рукоделия является валяние из шерсти (фелтинг от англ. felting, фильцевание от нем. Filzen). Валяние это замечательный способ получить натуральный, экологически чистый (чистошерстяной) продукт, это возможность поработать над верхней частью туловища, мелкой моторикой ( в сторону шутки), главное это удовольствие от тех положительных эмоций которые испытываешь при создании валяной вещи.

Поклонников у этого вида творчества с каждым днем все больше и больше, так как это яркая, соблазнительная форма самовыражения и возврат к корням, к чему-то древнему, этническому. Войлок, как материал идеально отвечает насущной потребности человечества. Экология. Этнос. Человек, который стремился, строил свой метало-пластиковый рай, затосковал по счастью общения с природой, с живым материалом. Прервалась связь времен – связь со своими корнями. Оказалось, что тысячелетний опыт нам совершенно необходим!

Доступно валяние и взрослым и детям, и мужчинам и женщинам. Получив необходимые знания можно создавать сложные и простые, самобытные и необходимые в повседневной жизни вещи. Современные мастера войлока используют знания и опыт валяния предков, а также придумывают свои способы и новые формы и структуры. Войлок используют в сочетании со стеклом, металлом, керамикой, натуральными тканями.

Конечно, мы в большинстве своем воспринимаем валяные вещи как «привет» из прошлого. Эти валенки с калошами, светлые воспоминания детства. Слово «валенок» впервые зафиксировано в Словаре Академии Российской в 1789 г. и описывается как зимняя, простым народом употребляемая, обувь, сваленная из овечьей шерсти так плотно как шляпа.

Наверное, мы впитываем тысячелетнюю историю человечества с молоком матери. Мы просто всем своим существом ощущаем это при валянии. Ведь войлок дошел до нас из невообразимой древности. Возможно, именно войлок был первым «венцом творения», который человек создал своими руками – до него использовалось лишь то, что предоставляла человеку сама природа – шкуры животных, кора и листья растений.

И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

Бытие. Глава 7.

Существует придание, что первое войлочное изделие было изготовлено не «дитем» человеческим. Случилось это во время Великого потопа. Шерсть с овец находившихся на Ноевом ковчеге падала на мокрый пол. (В тесноте, да не в обиде…) А живых существ там по приданию было великое множество, переступая с ноги на ногу (вернее с копыта на копыто), они топтали промокшую шерсть копытами (тяжело стоять на одном месте) и шерстяные волокна спутывались и сцеплялись друг с другом. Конечно, это был первый коллективный животный труд! Из сваляной, таким образом шерсти и получился ароматный войлочный ковер. Таким образом, можно с уверенностью заявить, что валяние шерсти, принесшее огромную пользу в жизни стольких народов, было создано Богом! Так ли это было? Кто знает? Оставим домыслы и обратим свой взор на факты (но все таки приятно осознавать свою сопричастность к этому древнему таинству).

Валяние, один из древних способов обработки шерсти, возникших еще до нашей эры, его история так глубока, что точно сказать, как и когда появился войлок, сложно. Об этом можно судить только по находкам археологов.

Древнейшие из дошедших до нас образцов войлока были найдены археологами в Пазырыкском кургане на Алтае и датируются 5 в. По имени этого богатого захоронения со множеством прекрасно сохранившихся предметов ученые дали название одной из древних культур, которую сейчас во всем мире называют так и называют – Пазырыкской культурой. Во всем мире всего только 4 таких же древних коллекции войлоков из Сирии, Египта, Синьцзяна. Древнейшими считаются также войлоки из Монголии (курганы Ноинула), где жили в 1-2 веках до н.э. хунны.

Древнейший ворсовый ковер в мире из Пазырыкского кургана. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

У многих народов, особенно кочевых, войлок был одним из главных видов текстиля, служивших человеку на протяжении всей жизни, с помощью которого создавалось множество удобных и необходимых вещей: юрты, разнообразные ковры, сумки, предметы одежды, обувь и многие другие вещи домашнего обихода.

Как правило, во всех культурах рождались легенды, связанные с появлением войлока.

Согласно средневековой легенде Святой Климент, живший в I в. н.э., впоследствии ставший четвёртым папой римским, странствуя, случайно открыл процесс создания войлока.

Согласно другой легенде это был Святой Иаков, апостол Иисуса Христа. Во время путешествия из Святой земли в Испанию для того, чтобы успокоить свои больные ноги, не привыкшие к долгим странствиям, он собрал с кустов зацепившиеся пучки овечьей шерсти и выложил мягкий слой между ногами и сандалиями.

Все народы всегда приписывали войлоку исцеляющие свойства, верили в его способность сберечь и укрепить слабый огонек жизни. В старину бабушки-знахарки клали недоношенного младенца в валенок, а валенок ставили на печь, в самое теплое в избе место.

Достоверных данных о том, где же зародилось валяние, нет и с научной точки зрения. Существует множество теорий.

Во всех этих легендах, как и во всякой легенде, есть доля истины – войлок сваливается путем механического воздействия, путем сцепления, соединения с помощью трения отдельных волокон шерсти в цельное полотно. Это происходит благодаря уникальной структуре шерсти – шерстинки покрыты микроскопическими чешуйками, которые, за счет определенного коэффициента трения, прочно сцепляются друг с другом.

Вообще весьма вероятно, что валяние возникло независимо друг от друга, практически одновременно в разных местах, где человек одомашнил овцу. (Кавказ, Памир, Тибет, Алтай, Передняя Азия (Афганистан, Иран), Балканы, Перу, Норвегия и Финляндия).

Иранская традиция. В этой традиции выполнялось, как правило, вваливание узора. Современные туркмены являются носителями иранской традиции. Они и сегодня изготавливают кошмы так же, как и много лет назад. Основной узор туркменских войлоков – бараний рог, любимые цвета – красный, белый и черный. Узор выкладывали шерстью на подложке, затем все вместе скручивали в рулон и приступали к валянию.

Сюнская традиция. Эта традиция до сих пор сохранилась в первоначальном своем виде в Бурятии. Древнейшие образцы сюнской традиции находили в Центральной Монголии. Они в основном одноцветные и украшены сухожильными нитями в виде мелкой стежки. Древние узоры стежки в Бурятии используют и сегодня.

В старину технология производства войлока была проста: овечью шерсть выкладывали слоем толщиной в 6-7 см, при изготовлении ковра – сразу несколько слоев, один из которых состоял из будущего орнамента, а другой слой служил его фоном. Затем шерсть смачивали горячей водой и хлопали ладонями, стараясь не сдвигать пласты, если их было несколько. Этот процесс, называвшийся первичной валкой, являлся самым важным. После шерсть при необходимости снова поливали водой и сворачивали в рулон, обычно накручивая на деревянный валик, сверху обертывали кожей, циновкой или тканью и обматывали веревкой. Затем этот рулон, буксируемый лошадью, катали по земле до тех пор, пока войлок не был готов. Более мелкие куски сбивали руками. Первые войлоки изготавливали из натуральной шерсти естественного цвета, затем стали использовать органические красители, полученные, в основном, из растений.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины, в которых пропитанная теплой жидкостью шерсть пропускалась между двумя вращающимися цилиндрами и протискивалась в узкий желоб с крышкой, придавленной грузом. Продвигаясь с трудом, сильно сжималась, терлась о стенки желоба, крышку и таким образом сваливалась. В некоторых машинах валяние происходило при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Последний способ позволил сваливать даже искусственное волокно.

В настоящее время войлок применяют в различных областях нашей жизни: в автомобильной промышленности, строительстве, при изготовлении музыкальных инструментов и, конечно, самое привычное – из него делают обувь и одежду. Также войлочное полотно можно применять для ликвидации пожара на начальной стадии: при плотном покрытии им горящего предмета оно предотвращает доступ воздуха в зону горения.

В наши дни мастера кроме валяния традиционным (классическим) способом, шерсть смоченная теплой водой с мыльным раствором «мокрое валяние», применяют также технику сухого валяния «фильцевания» (от нем. «filz»-войлок).

Сухое валяние – это валяние при помощи сбивания шерсти специальными иглами для валяния, имеющими засечки на концах. Даная техника хороша для создания объемных вещей (украшений, игрушек).

Существует способ валяния предварительно связанного изделия. Для начала оно вяжется из шерстяной нити (ровницы), а затем, чтобы оно свалялось, его уваливают в стиральной машине, точно также можно доваливать и наполовину готовые изделия «мокрого валяния».

Весьма популярной стала техника мокрого валяния на ткани, нунофелтинг (англ. nunofelting), полученное полотно используют для изготовления шарфов, одежды, сумок. В качестве основы, нунофелтинг подразумевает чаще всего ткани шелка. Это может быть органза, шифон, атлас, крепдешин и другие. Реже применяются льняные, хлопковые и даже кружевные основы. Дело в том, что с тонкой и легкой тканью гораздо проще работать. Увалка происходит при соединении двух материалов. И чем тоньше ткань, тем свободнее переплетение ее нитей, соответственно, процесс происходит гораздо легче.

Любовь и интерес к войлоку питают самые авторитетные современные дизайнеры по всему миру. Среди них Ронель Джордан, Селина Роуз, Вячеслав Зайцев, последний известен своей приверженностью русским традициям. Дизайнерские студии Mitchell & Dent, DashingEtc, Graf & Lantz. Выбор их обусловлен простотой природных форм и цветов.

Вариаций на тему декорирования интерьера войлоком дизайнеры предлагают множество. Ажурные полотна, ширмы, панно, коврики и ковры, табуреты войлочные, пуфы и сюрреалистичные кресла. Подушки в виде камней (гальки).

Интерес к валянию, как круги по воде, расходится все шире и шире. Материал этот очень отзывчив к теплу рук творца и к тому же экологически безопасен.

Если вы загоритесь желанием прикоснуться к истокам ремесла древних народов, то вы легко постигните технику валяния шерсти, ведь это у нас в крови. Попробуйте, вам это очень понравится!

Творческих успехов Вам! И удовольствия от проделанной работы!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *